Коучинг в России: 93% россиян знакомы с коучингом, но половина путает его с психотерапией

Сервис карьерного коучинга *insight провел исследование с целью определить отношение россиян коучингу, ключевые стереотипы и оценить первый опыт работы с коучем. По данным опроса, 93% респондентов знакомы с индустрией, однако 57% считают коучинг аналогом психотерапии. Лишь 11,6% россиян уже имели опыт работы с коучем. Более половины из них (54%) обратились для решения вопросов личного и профессионального роста.

Сервис карьерного коучинга *insight провел исследование с целью определить отношение россиян коучингу, ключевые стереотипы и оценить первый опыт работы с коучем. По данным опроса, 93% респондентов знакомы с индустрией, однако 57% считают коучинг аналогом психотерапии. Лишь 11,6% россиян уже имели опыт работы с коучем. Более половины из них (54%) обратились для решения вопросов личного и профессионального роста.
Осведомленность и стереотипы: как россияне воспринимают коучинг сегодня

Исследование показало, что 93% россиян хотя бы раз слышали о коучинге. При этом 49,1% опрошенных на вопрос о сути коучинга ответили, что не могут объяснить, чем он отличается от других форм консультирования. Это указывает на недостаток информации о функциях коучинга: 57% опрошенных не видят разницы между коучингом и психотерапией. Среди других предубеждений респонденты отмечают, что коучинг — это краткосрочная мода (15%) и предназначен исключительно для топ-менеджеров (10,4%). Также 8,3% считают, что «все коучи одинаковые», что усложняет выбор специалиста.
«Рынок коучинга нуждается в прозрачности. Наш опрос показал, что многие не различают инструменты и услуги, поэтому часто путают коучинг с другими формами поддержки, например, с психотерапией. В то же время потребность во внешней помощи продолжает расти. Здесь встает вопрос навигации рынка — результат будет только тогда, когда человек попадает к нужному специалисту. Ориентир здесь могут дать только сами специалисты. Например, 10–15% обратившихся к нам мы рекомендуем воспользоваться другим более уместным и эффективным в данный момент инструментом. Однако это не значит, что дальше человек сам разбирается, куда ему идти — мы даем рекомендации, на что важно обратить внимание при выборе инструмента и какие варианты могут подойти конкретно этому клиенту. Такой подход позволяет избежать разочарования и получить ту помощь, которая будет по-настоящему эффективной», — комментирует Дарья Кирова, соосновательница сервиса карьерного коучинга *insight.

Сегодня россияне связывают коучинг с множеством различных понятий (вопрос предполагал множественный выбор). 54,3% видят в нем тренинги личностного роста, а 41,3% — инструмент для поддержки и мотивации. В тройку лидеров в ассоциативном ряду также вошел тезис о том, что «коучинг — это дорого» (17%).
Мотивы и барьеры обращения к коучу

Несмотря на стереотипы, россияне активно ищут новые инструменты для профессионального развития. Более 57% готовы обращаться к коучам при выгорании, 48% — в условиях стресса, 35% — при отсутствии уверенности в себе, а 29% — при необходимости принятия решений (вопрос также предполагал множественный выбор). Однако только 28% ищут профессиональную помощь в сложных ситуациях на работе, тогда как 67% продолжают пытаться справляться с проблемами самостоятельно.
«Многие люди обращаются к коучам, не имея четкого запроса, и это абсолютно нормально. В *insight мы видим, что большинство клиентов приходят с неясным представлением о своих целях — они не всегда знают, чего хотят или куда двигаться дальше. Это не барьер, а скорее возможность: задача коуча — помочь им найти ориентиры, наметить направления для развития и дать понятные инструменты для достижения целей. В основе коучинга лежит системный подход — это, своего рода, аутсорсинг процессов мышления. Иными словами, коуч помогает выстраивать алгоритмы действий, корректировать курс и структурировать мысли. Дальше эти инструменты можно адаптировать под любые запросы», — отмечает Наталья Рогова, соосновательница сервиса карьерного коучинга *insight.
Оценка первого опыта работы с коучем

Лишь 11,6% россиян обращались к коучу хотя бы раз, что подтверждает низкий уровень осведомленности об этом инструменте. Среди причин, мешающих обратиться к коучу, респонденты отметили высокую стоимость услуг (55%), недоверие к эффективности коучинга (39%) и трудности в поиске проверенного специалиста (35,3%). Также 27,3% указали на нехватку информации о квалификации экспертов, 23,5% — на непонятные критерии оценки, а 18,9% — на сложность в оценке результатов работы коуча. Вопрос предполагал множественный выбор, и выявленные факторы подчеркивают необходимость работы над прозрачностью и доступностью в индустрии.

32% опрошенных оценили свой первый опыт как неуспешный. Анализ ответов, также с возможностью множественного выбора, показал, что 42% респондентов не увидели конкретных результатов, 38% указали на навязывание точки зрения коуча, а 29,2% отметили отсутствие эмоциональной связи с коучем как причину разочарования.

Среди тех, кто имел положительный опыт работы с коучем (67%), наблюдается значительное улучшение качества жизни, и 78% из этой выборки готовы рекомендовать коучинг друзьям и коллегам, подчеркивая свою удовлетворенность и доверие к этому инструменту.

Интересно, что 28,6% респондентов нашли своего первого коуча через социальные сети, 22,3% — по рекомендациям знакомых, а 13,5% воспользовались корпоративными бенефитами.

Портрет респондента

В опросе участвовало более 500 респондентов. Основная возрастная группа — 31-40 лет (41%), за ней следуют 41-50 лет (25%), 25-30 лет и 51 год и старше (по 13%), а 8% составили участники в возрасте 18-24 года. 74% опрошенных — женщины. 23% респондентов проживают в Москве и Московской области, 8% — в Санкт-Петербурге, оставшиеся проценты распределились между другими регионами.